06 Апрель 2020

Каким образом предприниматели могут обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях чрезвычайного положения

С 25 марта 2020 года на определенных территориях и в городах Кыргызстана было введено чрезвычайное положение сроком до 15 апреля 2020 года. Предприниматели столкнулись с многочисленными проблемами в связи с введением режима чрезвычайного положения. Возможно, это также повлияло на эффективное взаимодействие между предпринимателями и государственными органами/органами местного самоуправления ввиду наложенных временных ограничений на физическое передвижение и перемещение транспортных средств внутри территорий, находящихся под режимом чрезвычайного положения. В этой связи хотелось бы напомнить предпринимателям об их праве на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также на доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления. Законодательство Кыргызской Республики не содержит четких положений относительно изменения общего порядка обращений и подачи запросов в государственные органы и органы местного самоуправления во время чрезвычайного положения. Соответственно, если государственный орган/орган местного самоуправления продолжает работу либо переходит на удаленный режим работы в условиях чрезвычайного положения, то предприниматели могут реализовывать свое право на обращение и право на доступ к информации посредством электронных обращений (предложений, заявлений, жалоб) и электронных запросов. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан» электронные обращения, поступившие в государственный орган или орган местного самоуправления через электронную почту, приравниваются к письменным обращениям. Закон обязывает государственные органы и органы местного самоуправления указывать официальный адрес электронной почты на своем официальном сайте, а при его отсутствии – на официальном сайте Правительства Кыргызской Республики. Формат электронного обращения идентичен формату письменного обращения за исключением того, что заявитель не обязан ставить свою личную подпись под электронным обращением, при этом он обязан указать всю необходимую информацию, указанную в Законе. К электронному обращению предприниматели могут прикладывать отсканированные электронные документы, а также указывать ссылки на адреса в сети Интернет, где размещены электронные файлы (документы, фото- и видеоматериалы). Электронные обращения, также как и письменные, должны быть зарегистрированы в течение одного рабочего дня с момента поступления в государственный орган либо орган местного самоуправления. Однако, подтверждение о получении электронного обращения с указанием присвоенного входящего номера и соответствующих справочных телефонов граждане смогут получить по электронной почте в течение 3 рабочих дней. Необходимо помнить, что Закон позволяет государственным органам и органам местного самоуправления не рассматривать электронные обращения, если (а) они содержат ненормативную лексику либо оскорбительные высказывания, а также призывы к свержению существующего государственного строя и разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни; и (б) в них отсутствуют необходимые сведения, такие как: наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляется электронное обращение, ФИО должностного лица, кому направляется сообщение, ФИО заявителя, контактный телефон, адрес проживания и суть самого обращения. Электронные обращения, также как и письменные, рассматриваются в течение 14 рабочих дней со дня регистрации. Ответ государственного органа либо органа местного самоуправления должен быть отправлен на адрес электронной почты заявителя. При этом Закон обязывает государственный орган/орган местного самоуправления направлять также и письменный ответ помимо электронного. Поэтому, заявителям желательно в своем обращении также указывать свой почтовый адрес. В случаях, если для рассмотрения обращения необходимо проведение специальной проверки (экспертизы), запрос дополнительных материалов/информации либо принятие других мер, сроки рассмотрения обращений могут быть продлены, но не более чем на 30 календарных дней. Решение об этом должно быть обязательно сообщено заявителю в электронной форме. Закон Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» также приравнивает электронные запросы о предоставлении информации к письменным запросам. Физические и юридические лица могут направлять запросы в государственные органы либо органы местного самоуправления по электронной почте. Ответ должен быть направлен на адрес электронной почты запрашивающего информацию лица. К ответу государственные органы/органы местного самоуправления могут прикладывать файлы с документами либо могут указывать ссылки на электронные версии доступных в сети Интернет документов и материалов. Подготовка ответа на электронный запрос осуществляется по общим правилам также, как и для письменных запросов – в течение двухнедельного срока. Если в течение 2х недель ответ на запрос не может быть подготовлен, государственный орган либо орган местного самоуправления должен уведомить об этом лицо, направившее запрос, и указать причины отсрочки, которая не может превышать двухнедельного срока. В целях принятия мер по предотвращению распространения COVID-19, а также соблюдения режима чрезвычайного положения, мы рекомендуем как предпринимателям, так и государственным органам и органам местного самоуправления активно использовать существующие в законодательстве Кыргызской Республики механизмы подачи и рассмотрения обращений и запросов физических и юридических лиц посредством электронных обращений и электронных запросов. ***Рекомендации, данные в настоящей статье, не относятся к порядку доступа к информации, находящейся в ведении комендатур, созданных в период чрезвычайного положения